info@armross.ru +7 929 939 7800
ПАМЯТНИКИ АРМЯНСКОЙ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО ПОД ОБЩИМ РУКОВОДСТВОМ, ЧЛЕНА АРМРОСС, АДВОКАТА ИВАНА ГРИГОРЯНА

Введение

 

Источники армянского права являются отражением тех идей, руководствуясь которыми армянский народ боролся за сохранение своей культуры, своего языка и своей национальности. Можно сказать, что каждый источник армянского права отражает интересы определённого слоя населения, регулируя определённые общественные отношения, имеющие значение именно для конкретных слоёв населения.

Нужно отметить, что большинство источников армянского права были составлены в условиях отсутствия армянской государственности. Но, независимо от того факта, что армянский народ находился под господством различных государств, он сумел сохранить свои традиции и обычаи, составившие основу памятников армянского права. Особенность источников армянского права заключалась в том, что они учитывали национальные особенности армянского народа, но при этом соответствовали законодательству государства, под игом которого они находились. Так как источники армянского права регулировали различного рода общественные отношения, мы относим из к межотраслевым правовым актам. Нужно отметить, что во всех источниках права нормы были расположены в хаотичном порядке, не имея определённой системы. Но все дальнейшие положения армянской правовой мысли основывались на основе правовой мысли предшествующей эпохи. Считаем необходимым отметить тот факт, что определенные правовые идеи, нашедшие закрепление в правовых актах того или иного периода, не утратили своего значения и в настоящее время.

Взяв за основу деление истории на древнюю, средневековую и новую, мы  изучили и расположили все источники армянского права в хронологическом порядке.

Целью данной работы является комплексное исследование памятников армянского права за весь период существования армянской государственности. Данной цели соответствуют следующие задачи:

  • изучить источники древнейшего армянского права
  • изучить источники права Урартского царства
  • определить значение религиозных канонов в системе источников армянского права
  • изучить Соборное послание Нерсеса Шнорали, Судебник Мхитара Гоша, Судебник Смбата Гундестабля
  • изучить Судебник астраханских армян
  • изучить проект Конституции Шаамира Шаамиряна 1773 года
  • изучить Национальные Конституции армян в период нахождения под господством Российской и Османской империй.

Данная работа состоит из введения, трёх глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Памятники армянского права в Древнем мире и в эпоху раннего феодализма

 

  • 1.1. Источники Урартского царства

Урартская народность образовалась от племён, близких по языку к хуритам, которые жили в районе озера Ван. В XIII вв. до н.э. на территории Армянского нагорья образовались племенные объединения под названием «страна Уруатри», которые объединились для борьбы против экспансионной политики Ассирии. В IX в. до н.э. среди многочисленных племён Армянского нагорья наиболее сильными и развитыми оказались племена, которых ассирийцы называли «урартскими», в то время как эти племена называли себя «биайнскими», т. к. наиболее сильным племенем было племя «Биа».

Представление об источниках права Урарту можно составить только по данным, содержащимся в каменных и глиняных табличках. К наиболее важным источникам права в этот период относились следующие:

  1. Надпись Сардури I, которая была составлена на ассирийском языке[1]. В ней содержится законодательно установленная титулатура этого урартского царя, и в ней подчёркивается верховенство царя в отношении других правителей стран Наири.

Данная надпись расшифровывается следующим образом: «Надпись Сардури, сына Лутипри, царя великого, царя могущественного, царя вселенной, царя страны Наири, царя, равного которому нет, удивительного пастыря, не боящегося сражения, царя, подчиняющего непокорных. (Я), Сардури, сын Лутипри, царь царей, который от всех царей получил дань. Так говорит Сардури, сын Лутипри: Я эти камни принёс из города Алниулу (и) воздвиг эту стену.[2]

  1. «Билингва» — двуязычная надпись Ишпуини и его сына Менуа.[3] Данная надпись составлена на урартском и ассирийском языках. В ней содержатся нормы гражданского, уголовного и государственного права. Также в данной надписи установлена уголовно-правовая защита собственности храмов.
  2. Устав о приношениях богам. Авторами данного устава вновь являются Ишпуини и Менуа. Из данного устава можно прийти к следующим выводам: 1) боги имеют преимущество перед богинями, так как в пользу первых было необходимо приносить намного больше жертв, чем в пользу последних;

2) урартский пантеон состоял не только из урартских богов, но и из богов завоёванных стран. Данное обстоятельство свидетельствует о веротерпимости урартов.

  1. Надписи царя Менуа.[4] От Менуа до нас дошло около 100 надписей, из которых можно предположить, что царский престол наследовался только по прямой линии от отца к сыну. Также, в этих надписях изложены виды налогов, взимаемых с покорённых стран. Из надписей Менуа видно, что царь имел свою личную собственность.
  2. Надписи Аргишти I. Из победных надписей этого царя можно составить представление о его захватнической политике.

Перед нами победная надпись, повествующая о военных успехах Аргишти I. Хотя в сохранившейся части имя царя, составителя надписи, не упоминается, несомненно, автором её являлся Аргишти I — об этом свидетельствует упоминание в надписи тех стран Южного Закавказья (Этиуни, Гулутахи, Аништиргае), которые были объектами урартской экспансии именно в эпоху Аргишти I[5].

  1. Надписи Сардури II. Из надписей этого царя нам даётся ключ к пониманию отдельных сторон международного права этого периода, а именно, института права войны. Основной целью войны был захват пленных и трофеев, что означало возведение в ранг государственной политики беспощадное отношение к побеждённой стране, от которой требовалась безоговорочная капитуляция.
  2. Надписи Русы I. Согласно данным надписям, налоги с побеждённых стран взимались не только металлами и продуктами сельского хозяйства, но и людьми, в том случае, если побеждённая страна не имела достаточных средств в требуемом размере.
  3. Надписи Русы II. Ко времени правления этого царя относится клинописная табличка, известная как «памятная запись». Она содержит список персонала царского двора и дворцового хозяйства[6].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что урартские цари были верховными собственниками значительной части государственной земли. Имущество храмов считалось неприкосновенным, и тот, кто посягал на него, его семья и род, подвергались смертной казни. Остальные рабовладельцы также владели землёй на праве частной собственности.  Посягнувший на собственность жрецов карался смертной казнью, так же как и тот, кто заставлял кого-нибудь совершить кражу из храмов или скрывал похищенное имущество. Смертная казнь в Урарту имела место в виде удушения.

 

 

  • 1.2.Каноны Григория Просветителя, Аштишатские каноны и Шаапиванские каноны

В 301 году христианство было объявлено в Армении государственной религией. С принятием христианства в Армении существенное значение получили религиозные каноны, которые делились на две группы, в зависимости от субъекта правотворчества: а) каноны, исходящие от отдельных духовных лиц; б) каноны, принятые на церковных соборах.  В правовую базу армянского законодательства были внесены каноны Григория Просветителя, которые содержали нормы религиозного и светского характера. Основными источниками, оказавшими влияние на развитие армянского права, были: Аштишатские каноны, Судебник Давида, сына Алавика, Шаапиванские каноны, Каноны Иоанна Одзнеци, Судебник Мхитара Гоша и Судебник Смбата Спарапета и т.д.

В период царствования Трдата III, в 301 году, в Армении произошло крупное событие — христианство было объявлено государственной религией. Главой армянской церкви стал Григор Лусаворич (Григорий Просветитель), который сыграл главную роль в деле принятия христианства в Армении.[7]

Каноны Григория Просветителя состоят из  тридцати глав (канонов), которые регулируют брачно-семейные, уголовные отношения и некоторые другие вопросы. В канонах, регулирующих брачно-семейные отношения, отражено право на вступление в брак в соответствии с установленным порядком. Не было чётко установленных условий вступления в брак, но из содержания канонов можно сделать следующие выводы об условиях. Например, обязательно наличие добровольного согласия. Это вытекает из главы 9 канонов, где говорится о недействительности брака, заключенного путём похищения девушки. Не допускалось тайное венчание, которое можно выявить из главы 8 канонов, где говорится о наказании священника, совершившего тайное венчание.

Разрешалось вступать в брак во второй раз, но не одобрялся возврат к первой жене. Глава 23 канонов предусматривала возможность мужа развестись с женой в случае её прелюбодеяния[8]. В главе 21 канонов говорилось о праве завещания и об угрозе проклятием тому, кто нарушит волю покойного.

Что касается уголовного права, то нужно отметить, что глава 26 канонов содержит норму о запрете взяточничества. Запрещалось скотоложство, прелюбодеяние, колдовство. Наказания, содержащиеся в канонах, носили религиозный характер, например, отлучение от церкви.

Нужно отметить, что значительная часть канонов состоит из глав, регулирующих правовой статус священника. Каноны запрещали священникам вступать в гражданско-правовые отношения, например, отдавать свои деньги под проценты.

          Аштишатские каноны. В 354 году, во время царствования Аршака II, был созван первый собор в Аштишате, на котором был утверждён ряд писаных армянских канонов[9].

Аштишатские каноны состоят из шести статей[10]. Проведём краткий очерк о содержании данных статей. В первой статье говорится о попечительстве в отношении неизлечимо больных, нищих и инвалидов. Чтобы предупредить распространение заразных болезней и помочь людям, страдающим ими, было установлено простроить специальные больницы и дома инвалидов для слепых, хромых, приюты для нищих сирот, вдов и престарелых, гостиницы во всех деревнях для проезжих гостей. Во второй статье запрещалось применение языческих обрядов при похоронах, осуждалось самоубийство, вырывание своих волос над трупом ближнего, пения и пляски. Целью этой нормы было искоренение языческих обрядов. Третья статья запрещала брак между близкими родственниками. В особенности данная норма касалась нахараров, которые заключали брак со своими близкими, чтобы не делить родовое имущество. Статья четвёртая запрещала есть мёртвое тело животного и пить его кровь, как было принять в период язычества. Пятая статья осуждала пьянство, прелюбодеяние, ложную клятву, убийство, скотоложство, мужеложство и т.д. Шестая статья призывала царя, вельмож и всех тех, кто осуществляет власть, оказывать милосердие в отношении своих слуг, а слугам — быть покорными в отношении своих господ. Нужно отметить, что в Аштишатских канонах не были предусмотрены наказания. Нормы канонов имели не только религиозный  характер, но и содержали правовые нормы, которые являлись обязательными для всех слоев населения[11].

          Шаапиванские каноны. Одним из наиболее важных соборов, имеющих особое значение в установлении норм права является Шаапиванский собор 444 года. Значение этого собора заключается в том, что он санкционировал организационные принципы о порядке созыва национальных церковных соборов, а именно:

  1. собор созывает т председательствует на нём католикос,
  2. в соборе участвуют как духовные, так и светские лица.

Шаапиванский устав состоит из введения и двадцати глав[12]. Во введении говорится о причинах созыва собора. Основной причиной созыва собора являлось то, что Армения лишилась царской власти, а светские феодалы не имели правомочия создавать обязательные постановления, так как страна находилась под верховной властью персидских царей. Некоторые статьи были направлены против аморальных поступков духовенства. Наказание зависело от того, находилось ли лицо в браке или нет. Более сурово наказывались лица, состоящие в браке. Например, если епископ будет уличён в блуде или в каком-либо дурном деле, то он должен быть отстранён от престола, власти и священничества и подвергнут штрафу в размере 1200 драмов, где 1 драм равен 4 граммам серебра.

 

Глава 2. Памятники армянского права в средние века

 

  • 2.1. Судебник Давида, сына Алавика и Каноны Иоанна Одзнеци

Давид Алавкаворды ( сын Алавика) родился в Гандзаке. Свои каноны Давид написал в 1330 году по просьбе священника по имени Аркаютюн. Судебник был написан в виде ответов на вопросы, которые возникали в повседневной деятельности священников.  Судебник состоит из предисловия и 97 статей. По характеру регулируемых отношений можно разделить статьи Судебника на три группы:

  1. статьи, регулирующие вопросы нравственности и гигиены, врачевания и биологии:
  2. статьи, регулирующие вопросы, относящиеся к компетенции церкви;
  3. статьи, регулирующие светскую жизнь: уголовные, брачно-семейные, гражданские и трудовые отношения.[13]

Согласно Судебнику, субъектом преступления являлось только физическое лицо. Не могли быть субъектами ни корпорации, ни животные, ни другие предметы. Согласно Давиду, источником зла является не Бог, а человек, отдавшийся пьянству, жадности, корыстолюбию и т.д. Судебник устанавливает, что наказанию подлежит лицо, виновное в совершении преступления. Также Судебник выделяет две формы вины: умысел и неосторожность. Неосторожность является смягчающим ответственность обстоятельством. Судебник выделяет следующие виды преступлений: убийство, убийство матерью ребёнка независимо от формы вины, воровство, грабёж, разбой, мужеложство, скотоложство и т.д. Что касается семейно-брачных отношений, то Судебник устанавливает цель заключения брака — рождение детей. Также устанавливаются ограничения в заключении брака, например, армянка не могла вступить в брак с курдом (статьи 16, 17), запрещалось кровосмешение[14]. Также в Судебнике установлено право на оплату труда. Судебник защищает права и интересы работников от произвола хозяев. В Судебнике содержатся нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения: договор займа, купли-продажи, ответственность за причинение вреда и т.д. Анализ Судебника Давида, сына Алавика показывает, что право было тесно связано с религиозными и морально-нравственными началами, которые послужили почвой для возникновения в дальнейшем идеи защиты прав и свобод человека[15].

Книга армянских канонов «Канонагирк» Иоанна Одзнеци. Иоанн III Одзнеци — армянский католикос, являющийся одним из выдающихся представителей духовенства. Он сумел остановить насильственное обращение христиан в ислам во времена, когда власть в Армении принадлежала арабам. Он созвал собор в Двине, создавший собрание канонов Армянской Церкви. Книга армянских канонов «Канонагирк» является первым сборником церковного права Армении, который объединил канонические постановления вселенских и местных церковных соборов. 24 раздела Книги армянских канонов регламентируют отношения между прихожанами и церковью, между духовными лицами, содержат каноны, которыми должны руководствоваться церковнослужители, которые творят правосудие.

 

  • 2.2. Судебник Мхитара Гоша и Судебник Смбата Спарапета

Мхитар Гош родился в Гяндже приблизительно в 1120-1130 годы. Был мыслителем, общественным и литературным деятелем, священником и богословом. Судебник Мхитара Гоша был написан в 1184 году и является выдающимся памятником армянской правовой и общественно-политической мысли[16].

Мхитар Гош, взявшийся за написание своего Судебника, руководствовался целью укрепления позиций Армянской церкви, сплочения сил армянского народа и утверждения законности в Армянском государстве. Нужно отметить, что Судебник Мхитара Гоша имеет несколько армянских редакций и их переводов. Всего армянских редакций три:

  1. редакция «Ա» состоит из предисловия и 251 статьи;

2.редакция «Բ» состоит из предисловия и 253 статей. Данна редакция разделена на две части: «Церковные законы» и «Светские законы»;

  1. редакция «Գ» соответствует редакции «Ա», но написана более лаконично.[17]

В предисловии Мхитар Гош перечисляет те источники, которые он использовал в своём Судебнике. К ним относятся: обычное право, законы христианских народов, Библия, мусульманское право( а именно те положения, которые взяты из Моисеевых законов), каноническое право, каноны Давида, сына Алавика. . Судебник состоит из «Введения» и основных статей. «Введение» Судебника состоит из одиннадцати глав, где Гош приводит 12 причин, побудивших его написать этот Судебник. Также, во введении Гош комментирует проблемы судоустройства и судопроизводства, излагая свои взгляды на судов и судей, свидетелей, обвинителей и т.д. Первая часть Судебника состоит из 124 статей церковных канонов, которые касаются упорядочения отношений, подлежащих церковному суду. Вторая часть Судебника состоит из 130 статей норм государственного, уголовного и гражданского права. В них рассматриваются отношения, подлежащие светскому суду.[18]

Гош впервые в истории армянской юриспруденции определил понятие суверенности и выделил два его главных качества: полную самостоятельность государственной власти внутри государства и независимость во внешних отношениях. Признавая за царём его монархические права, Гош ограничивает его власть законом, который должны соблюдать все, включая самого царя. Также, Гош стремился своими правовыми нормами ограничит противоправные действия феодалов. В Судебнике содержатся статьи, которые защищают права низших слоёв населения. Мхитар Гош придаёт большое значение духовной и гражданской властям. Он против вмешательства гражданских властей в церковные дела, но церковь может принимать участие в обсуждении гражданских вопросов.

Особое место в своём Судебнике Гош уделял уголовным правоотношениям. Нужно отметить, что уголовное право Гоша бросается в глаза своей гуманностью. В основе уголовного наказания лежат два основных принципа: виновность и непосредственная ответственность. Наказание определяется с учётом следующих факторов: соответствие наказания степени вины и необходимость выяснения личности преступника, методы совершения преступления и т.д. Целью наказания, согласно Гошу, является исправление, а не осуществление физической кары[19].

Брачно-семейные отношения регулируются с позиций лучших национальных традиций и передовых идей, которыми по сей день руководствуется армянский народ. Так, Гош пишет, что бракосочетание должно совершаться с обоюдного добровольного согласия сторон. Также, Гош установил степени кровного родства, при которых разрешается вступать в брак.

Также, Гош уделял особое место гражданским правоотношениям. Среди субъектов гражданского права, помимо светских и церковных феодалов, он выделял крестьян и торговцев. Дееспособность человека Гош обусловливал определённым возрастом.  Полностью дееспособными считались лица с 25 лет. Объектами права считались материальные блага, имущество, приданое, служащие и животные. Недвижимым имуществом считалась земля и всё, что было построено на земле. Гош выделяет два вида обязательств: обязательство, вытекающее из договорных правоотношений и обязательство, вытекающее из правонарушений.

Как было сказано выше, Судебник Гоша был переведён на несколько языков. На латинский язык Судебник был переведён после упорной борьбы армянской общины в Польше за свою автономию. Польское правительство предложило общине представить на утверждение свои национальные законы. Польские армяне перевели Судебник Гоша на латинский язык и в 1519 году польский Сейм одобрил его, а в 1601 году Судебник был переведён на польский язык.

Грузинский царь Вахтанг VI в начале XVIII века предпринял меры по составлению сборника законов. Он попросил у армянского католикоса законы армянских царей и ему прислали Судебник Мхитара Гоша. После перевода его на грузинский язык Вахтанг VI включил его в свой сборник, который стал действующим сборником Гоша.[20]

Судебник Смбата Спарапета-Гундестабль. Смбат Гундестабль родился в 1208 году в семье Константина Хетумяна. С юных лет он имел доступ к царскому двору, т.к. был росдтвенником царя по матери. Смбат Спарапет был армянским военачальником, дипломатом, правоведом и историком. Кроме военной и дипломатической деятельности, Смбат Гундестабль был и литератором и писал свои труды на народном диалекте, чтобы их понимали все. Судебник Смбата Спарапета был составлен в 1265 году. Целью составления этого Судебника было усиление государственной власти.[21]В это время увеличилось число своевольных феодалов, и Смбат Спарапет стремился направить вооружённые силы феодалов на борьбу против вражеских государств и защиту независимости и целостности своего государства. Смбат старался создать сильное централизованное государство. При составлении Судебника Смбат Спарапет использовал иностранные источники права, обычное право, Судебник Мхитара Гоша и Книгу Армянских канонов Иоанна Одзнеци. Судебник Смбата Спарапета состоит из семи разделов, включающих в себя 202 статьи. Нормы Судебника в основном расположены в следующем порядке:

  • государственное и административное право
  • церковное право
  • гражданское право
  • брачно-семейное право
  • наследственное право
  • уголовное право
  • судебное право
  • торговое право
  • рабовладельческое право.

Особый интерес вызывает раздел о семейном праве. Смбат Спарапет говорит о брачном праве, о разводе, о наказаниях за супружескую неверность и т.д. Также, в Судебнике содержатся нормы о распределении военной добычи, о прибылях и процентах и т.д. Рассматриваются вопросы взаимоотношения людей различных слоёв населения, об их быте и обычаях и т.д. Судебник Смбата Спарапета сыграл огромную роль в борьбе за усиление центральной власти в Киликийской Армении.

 

Глава 3. Памятники армянского права в Новое время

          Новое время, как принято во всеобщей истории, начинается с XV века, где наблюдается абсолютно новая картина: новые идеи, взгляды, расслоение общества, наличие различных мировоззрений и т.д. Этот период характерен для Армении миграцией населения. В результате миграции, в России, Польше, Голландии, Индии и т.д. образовались армянские колонии. Как пишет историограф Лео: «Для армян история Нового времени является преимущественно историей колоний». Армянские колонии оказали  большое  влияние на развитие армянского права. Процессы создания в них источников (памятников) права поощрялись местными властями, поскольку армянские колонии в основном были вовлечены в торгово-экономическую и интеллектуальную сферы деятельности, обладали солидными экономико-финансовыми возможностями и связями, почему и пользовались покровительством и поддержкой властей соответствующих стран. Наиболее ценными памятниками армянского права данного периода являются Судебник астраханских армян и «Западня честолюбия».

         

  • 3.1. Астраханский армянский судебник 1765 года.

Армяне поселились в Астрахани ещё в IX — XII веках, но основной приток армян был в XVII – XVIII веках. В это время возросла роль армянской колонии и её значение в общественной, культурной и экономической жизни общества. Указом Сената от 17 сентября 1746 г. армяне получают право вести судопроизводство по своим законам и старинным обычаям[24]. Возникла необходимость в написании Армянского судебника. Судебник должен был быть чисто армянским, чтобы армянская колония ощущала себя носителем армянской культуры, и должен был соответствовать правовой системе Российской империи. Работа над созданием Судебника началась сразу после создания армянского суда, т.е. в 1747 году и завершилась в 1765 году. Авторами данного Судебника стали первые судьи армянского суда в Астрахани: Елиазар Григорян, Григор Кампанян, Саргис, сын Оганеса[25]. Источниками Астраханского армянского судебника были Свод законов Юстиниана, Судебник Мхитара Гоша, Соборное уложение 1649 года, армянское обычное право и т.д. Авторы Судебника провели переработку норм вышеуказанных источников для их соответствия социально-политическим реалиям жизни. Астраханский армянский судебник (далее — Судебник) представлял собой пространный правовой источник: более 870 статей, сгруппированных в 49 глав. Статьи относились к трем группам вопросов: состав суда и судопроизводство, уголовное право, гражданское право.

Особое внимание в Судебнике уделялось гражданским правоотношениям, так как армянская астраханская колония была вовлечена в активный торгово-экономический оборот. Предметом преимущественного внимания в Судебнике являются обязательственное право и торговля, которым посвящены гл. 1 — 15 части первой Судебника. В них говорится о купечестве, видах торговли, торговых товариществах, вкладах, посредниках, должниках, расписках, векселях и их разновидностях, о правах и обязанностях торгующих. Согласно Судебнику, торговля — древнейшее занятие, существовавшее и существующее у всех народов. Авторы Судебника обращаются лишь к тем формам торговли, которые были распространены среди армян[28].

Нормы, относящиеся к брачно-семейным, регулировали вопросы обручения, заключения и расторжения брака, взаимоотношения родителей и детей, вопросы, связанные с усыновлением. Для обручения было необходимо свободное волеизъявления сторон и достижение возраста 17 лет – для мужчин, и 14 лет – для девушек. После обручения стороны могли отказаться от заключения брака, но при наличии на то законных причин.

Наследственное право в Судебнике регулируется в главе 8. Выделяется наследование по закону и по завещанию. Приоритет отдавался наследованию по завещанию. В случае отсутствия завещания, наследование осуществлялось по закону. Устанавливалось достаточно обширное число очередей Ещё ни один армянский памятник права не знал такого количества очередей. наследования по закону. Хотя чаще всего наследство не доходило до категорий наследников, указанных в четвёртой и выше очередях.  Наследниками первой очереди были: сыновья и дочери, потомки сыновей до пятого колена, второй очереди — отец, мать, братья и сестры и потомки братьев до четвертого колена, третьей очереди – дед и бабка, четвёртой – прадедушка и прабабушка и т.д.

Что касается уголовного права, то нужно отметить, что в Судебнике содержалось около 300 статей, регулирующих уголовные правоотношения. Особо охраняемыми уголовным правом отношениями были вопросы религии и защита царя и царской власти. В Судебнике устанавливались условия признания лица субъектом преступления: возраст и вина, установленная вступившим в законную силу приговором суда.

Основными видами наказания были: штраф, конфискация имущества, наказание бичеванием, публичным позором, ссылка, отсечение конечностей, заковывание в кандалы, смертная казнь. Наказание определялось кА законное мучение, определённое отмщением Бога через посредничество судей за греховные и преступные деяния[29]. В Судебнике была установлена ответственность как за оконченное преступление, так и за неоконченное. Впервые была рассмотрена роль соучастников в преступлении, их виды и ответственность. Судьям предоставлялось право принимать во внимание обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

Нужно отметить, что Судебник астраханских  армян является памятником армянского права, который доказывает вековую дружбу между армянским и русским народом. Данный Судебник занимал достойное место в системе российского права, так как он фактически действовал как один из источников местного права в России. В случае противоречия между российским законодательством и нормами Судебника, применялись нормы российского права.

 

  • 3.2. «Западня честолюбия» — «Ворогайт парац» Шаамира Шаамиряна 1773 года

Еще одной армянской колонией, оставившей след в развитии армянской культуры и памятников армянского права, является армянская колония Индии. Армянская колония Индии мечтала о восстановлении армянской государственности, о создании сильного государства. Одним из виднейших представителей армянской диаспоры в Индии был купец Шаамир Шаамирян[30]. Он был одним из самых состоятельных людей города Мадраса и стал одним из самых активных деятелей национально-освободительного движения армянского народа.
Основные идеи Шаамира Шаамиряна получили отражение в проекте Конституции независимого армянского государства «Западня честолюбия». Данный документ состоит из двух частей и 521 статьи. Первая часть «Западни честолюбия», написанная в 1773 году, посвящена всестороннему теоретическому и историческому обоснованию его политической концепции, а вторая часть содержит проект конституции армянского государства. Политико-правовая концепция Шаамира Шаамиряна основана на теории естественного права. С естественно-правовых позиций Шаамирян исследовал проблемы прав и свобод человека, соотношения права, закона и государства. Он говорил, что человек рождается от природы равным, а существующие в людях умственные или другие различия являются следствием воспитания, образования и т.д. Поэтому монархический строй не сможет обеспечить социальную справедливость и равенство. Шаамирян считал, что целью освободительной борьбы армянского народа не может быть возрождение монархии. Взамен он предлагал создать власть, выражающую волю всего народа, и обеспечивающую права и интересы каждого. Ш. Шаамирян считал лучшей формой политической организации общества республиканскую.

Согласно Шаамиряну, единственным высшим источником и носителем власти и закона является Бог. И так как Бог наделил всех людей равными правами  и свободами, а власть монарха не имеет божественного происхождения, то люди имеют право бороться за восстановление своих насильственно отчуждённых прав и свобод. Посредством закона можно упразднить своеволие, правонарушения, утвердить в обществе социальную гармонию и справедливость. Но такой силой обладают лишь те законы, которые созданы свободной волей граждан. По мнению Шаамиряна, возрождённое армянское государство должно быть по природе демократическим, а по форме — конституционно-республиканским. Он придаёт важное значение принципу разделения властей. Высшие государственные органы должны создаваться путём выборов. Выборы должны проводиться раз в три года. Вся территория страны должна делиться на избирательные округа, каждый из которых должен включать не менее 12000 домов.

Множество статей «Западни честолюбия» посвящено определению прав и обязанностей граждан. В них защищаются свобода слова, свобода мысли, свобода деятельности и т.д. Шаамирян провозглашает свободу вероисповедания и равенство всех народов перед законом. Шаамирян наделяет всех без исключения граждан будущего армянского государства естественными, неотчуждаемыми правами. Лишь некоторые ограничения в правах иноверцев и иноземцем касаются сферы позитивного права[31].

В «Западне честолюбия» рассматривались почти все сферы гражданских правоотношений: право собственности, обязательственное право, семейное право, наследственное право и т.д. Различались две формы земельной собственности: государственная и частная. Собственнику принадлежали правомочия владения, пользования и распоряжения как землёй, так и её недрами. Что касается наследственного права, то нужно отметить, что женщина признаётся равноправным субъектом наследственных правоотношений, хотя приоритет даётся мужскому потомству. Первостепенным являлось наследование по завещанию, к которому приравнивалось наследование по брачному договору, если супруги включили а него положение о дальнейшем распоряжении их имуществом. При отсутствии завещания или брачного договора осуществлялось наследование по закону. Устанавливалось шесть очередей наследования по закону:

  • 1- половина всего состояния переходит жене или мужу, если у них нет детей;
  • 2- третья часть состояния переходит жене или мужу, если у них есть дети;
  • 3- две трети состояния переходят сыну, одна — дочери, поскольку сын считается за двоих, а дочь — за одного;
  • 4- если нет детей, наследство получают родители;
  • 5- если нет родителей, наследство переходит братьям и сестрам;
  • 6- если нет живых братьев и сестер, наследство переходит потомству братьев.[32]

Довольно подробно регулировались обязательственные правоотношения, в особенности договорные обязательства. Договоры могли заключаться в устной и в письменной форме, в присутствии двух свидетелей. В устной форме договоры заключались в присутствии посредника. Для заключения договоров с недвижимым имуществом было необходимо пройти регистрацию в городском суде. В «Западне честолюбия» нашли своё урегулирование договоры купли-продажи, аренды, займа, посредничества и т.д., регулировался вопрос исковой давности[33].

Брачно-семейные отношения регулировались следующим образом: обязательными условиями вступления в брак были возраст, согласие родителей или близких родственников. Брачный возраст для девушек — 14 лет, для мальчиков — 17 лет. Брак основывался на принципе моногамности. Супруги имели право заключить брачный договор.

«Западня честолюбия» представляет собой величайший акт, закрепивший принципы демократии и гуманизма, призванный урегулировать различные области общественных отношений. Шаамир Шаамирян создал уникальный документ, который нашёл своё отражение во многих конституциях современных государств. К сожалению, нужно сказать, что данная Конституция не получила юридической силы и остался лишь проектом, но несмотря на это, является одним из величайших памятников армянского права.

 

  • 3.3. Национальные Конституции армян Российской и Османской империй

          Как известно из истории, в результате русско-иранской (1804-1813 гг. и 1826-1828 гг.) и русско-турецкой (1806-1812гг. и 1828-1829 гг.) по договору Адрианополиса Западная Армения перешла в состав Турции, а по Туркменчайскому договору Восточная Армения была отобрана у Персии и перешла к России. Несмотря на отсутствие армянской государственности, армянский народ продолжил попытки создания собственного законодательства. В Восточной Армении все земли, принадлежавшие ханам и бекам, перешли в собственность государства. Крестьяне, жившие на этих землях, стали называться государственными[34]. В 1861 году в России было отменено крепостное право, а в 1860-1870 годах были проведены административные, судебные, военные и другие реформы. Законы, принятые в результате этих реформ, применялись также в Армянском марзе. В 1827 году группа армянских деятелей представила программу по созданию Армянской автономии. Этот проект был представлен царскому правительству, но не был принят. В 1828 году был подписан Указ о создании Армянского марза. Законом 1833 года было изменено административное устройство Армянского марза, а именно была изменена коллегиальная форма управления марза и были предоставлены более широкие полномочия руководителю Управления. Ереван был разделён на 4 округа: Ереванский, Шарурский, Сурмалу и Сардарапат, которыми руководили русские[35].  В 1936 году в Российской Империи было принято «Положение об управлении духовных сил христиан Армяно-Григорианского исповедания Российской империи». Данное Положение было призвано регулировать взаимоотношения между армянской церковью и царским правительством. Также, данное Положение определяло правовое положение армянского духовенства в Российской Империи[36].

В 1850-1860 годах в Западной Армении группа молодых армян предприняли конституционное движение. Проект Конституции должен был быть представлен на одобрение Армянскому Народному Собранию в Константинополе, после чего — турецкому правительству. В 1854 года проект был представлен Народному Собранию, которое не спешило одобрить его, так как в нем ограничивались права депутатов и других богатых людей. После этого созывается новый Конституционный совет, который перерабатывает проект и представляет его на одобрение армянскому патриарху. Второй проект также проваливается.

В 1859 году был созван новый Конституционный Совет, которому в 1860 году удается добиться одобрения патриарха. Принятый документ назывался конституцией, но и по содержанию, и по структуре был далек от конституции. Он регулировал в основном духовные, а не светские отношения[37]. В 1863 году эта Конституция была одобрена правительством Турции и султаном, но с большими изменениями. Вначале она состояла из преамбулы и 150 статей, а после изменений — из 99 статей. Конституция установила избирательные права армян. Право избирать имели армяне в возрасте 25 лет, а право быть избранными — в возрасте 30 лет. Депутаты Национального Собрания, согласно Конституции, избирались сроком на пять лет. Высшим должностным лицом западных армян был армянский патриарх Константинополя. Исходя из этого, конституция уделяла большое внимание функциям и выборам патриарха. Утверждая Конституцию, Турция стремилась ограничить жизнь армян рамками национальных и религиозных вопросов, и, что самое главное, отвлечь их от общегосударственных политических задач. Как было сказано выше, армянский патриарх признавался главой нации[38].

Каждый член нации имел обязанности, в частности, принимать участие в затратах нации, подчиняться ее указаниям и т.д. А обязанностью нации была забота о национальных нуждах. Для регулирования церковных вопросов создавалось Духовное собрание, для политических вопросов — Политическое собрание, а для внутренних вопросов — Национальное собрание, состоящее из 140 депутатов. Наиболее активно действовала Национальная Конституция в период 1870-1890 годы, когда Национальное Собрание под предводительством Мкртыча Хримяна представило Турции сведения о разорении Западных армян и, тем самым, впервые затронуло существование Армянского вопроса. Их деятельность продолжил патриарх Н. Варжапетян, который представил вторую справку о разорении Западных армян, а после этого затронул внимание международной дипломатии. В данный период конституционные органы Константинополя внесли вопрос об армянских реформах в статью 16-ю Сан-Стефанского договора и в статью 61-ю Берлинского трактата. В 1914 году было заключено Русско-турецкое соглашение относительно армянских реформ. В этот период многие армянские депутаты Национальных органов Константинополя стали жертвой геноцида армян, осуществленного турецким правительством. Младотурки попытались заменить Национальную конституцию законом 1916 года о новом положении об армянском патриаршестве. После войны армяне вновь поставили Армянский вопрос на послевоенных мирных конференциях[39]. Национальная конституция Западной Армении прекратила свое действие в республиканской Турции. Нужно отметить, что некоторые ее положения до сих пор используются армянской общиной Константинополя. Принципы Национальной конституции были положены в основу разработки положений о самоуправлении армянских общин в ряде стран.

 

Заключение

Идеи, воплощенные в источниках армянского права, отражают те условия, в которых жил и боролся армянский народ за сохранение своих традиций, своей культуры, языка и т.д. Особенность вышеописанных памятников армянского права заключается в том, что большинство из них составлены в период, когда армяне не имели своей государственности. Но, несмотря на то, что они находились под господством различных государств, армянский народ смог сохранить свои национальные особенности, свою культуру и традиции, которые, в свою очередь, легли в основу составления памятников армянского права.

В данной работе мы рассмотрели такие памятники армянского права, как источники Урартского царства, каноны Григория Лусаворича (Просветителя), Аштишатские и Шаапиванские каноны, Судебник Лавида Алавкаворды (сына Алавика), Канонагирк Иоанна Одзнеци, Судебники Мхитара Гоша и Смбата Спарапета, Астраханский армянский судебник 1765 года и «Западню честолюбия» Шаамира Шаамиряна, национальные конституции армян Российской и Турецкой империи.

Основными источниками права Урартского царства были царские надписи. В результате сделанного анализа сохранившихся норм мы пришли к выводу, что в этих актах были предусмотрены гражданско-правовые отношения. Урартские цари были верховными собственниками значительной части государственной земли. Имущество храмов считалось неприкосновенным, и тот, кто посягал на него, его семья и род, подвергались смертной казни. Остальные рабовладельцы также владели землёй на праве частной собственности.  Посягнувший на собственность жрецов карался смертной казнью, так же как и тот, кто заставлял кого-нибудь совершить кражу из храмов или скрывал похищенное имущество. Смертная казнь в Урарту имела место в виде удушения.

С принятием христианства в Армении  в 301 году существенное значение получили религиозные каноны, которые делились на две группы, в зависимости от субъекта правотворчества: а) каноны, исходящие от отдельных духовных лиц; б) каноны, принятые на церковных соборах.  В правовую базу армянского законодательства были внесены каноны Григория Просветителя, которые содержали нормы религиозного и светского характера и регулировали правовой статус священника, уголовные и семейные отношения. В Аштишатских канонах не были предусмотрены наказания. Нормы канонов имели не только религиозный  характер, но и содержали правовые нормы, которые являлись обязательными для всех слоев населения. Из положений, установленных в Аштишатских канонов, видно, что государство заботилось об излечении больных и стремилось поддерживать здоровье остального населения. Значение Шаапиванского собора заключалось в том, что он санкционировал организационные принципы о порядке созыва национальных церковных соборов, а именно то, что собор созывает т председательствует на нём католикос и в соборе участвуют как духовные, так и светские лица. Книга армянских канонов «Канонагирк» является первым сборником церковного права Армении, который объединил канонические постановления вселенских и местных церковных соборов. 24 раздела Книги армянских канонов регламентируют отношения между прихожанами и церковью, между духовными лицами, содержат каноны, которыми должны руководствоваться церковнослужители, которые творят правосудие.

Судебник Мхитара Гоша был написан в 1184 году и является выдающимся памятником армянской правовой и общественно-политической мысли. В его Судебнике были отражены прогрессивные идеи, касающиеся гражданских, трудовых, семейных, наследственных правоотношений. Гош при составлении Судебника руководствовался концепцией естественного права. Судебник Смбата Спарапета был составлен в 1265 году. Целью составления этого Судебника было усиление государственной власти. Судебник Смбата Спарапета был составлен на основании положений Судебника Мхитара Гоша, но с соответствующими изменениями в регулировании гражданско-правовых договоров, уголовных правоотношений и вопросов наследства.

Судебник астраханских  армян является памятником армянского права, который доказывает вековую дружбу между армянским и русским народом. Данный Судебник занимал достойное место в системе российского права, так как он фактически действовал как один из источников местного права в России. В случае противоречия между российским законодательством и нормами Судебника, применялись нормы российского права.  «Западня честолюбия» представляет собой величайший акт, закрепивший принципы демократии и гуманизма, призванный урегулировать различные области общественных отношений. Шаамир Шаамирян создал уникальный документ, который нашёл своё отражение во многих конституциях современных государств. К сожалению, нужно сказать, что данная Конституция не получила юридической силы и остался лишь проектом, но несмотря на это, является одним из величайших памятников армянского права. Несмотря на то, что в начале XIX века армянский народ не имел своей государственности, он не оставил свои попытки создать законодательство, которое отражало бы традиции и обычаи армянского народа. Они разработали такие нормативно-правовые акты с Восточной и Западной Армении, по которым армянский народ получил определённую самостоятельность.

Таким образом, все выше исследованные акты отражают в какой-то степени интересы и потребности армянского народа. Акты, принятые армянским народом, разрабатывались с той целью, чтобы сохранить этническую целостность и национальные особенности армянского народа. Памятники армянского права занимают важное место в истории развития политико-правовой мысли как Армении, так и зарубежных стран.

Список использованной литературы

Научная и учебная литература

  1. Абегян М.Х. История древнеармянской литературы. Книга И. Ереван, 1946.
  2. АбраамянА.Г.Армения в период раннего феодализма. Ереван, 1959.
  3. Абраамян А. Каноны Давида, сына Алавика// Эчмиадзин. 1952.- № 9-10.
  4. АвакянP.O. Памятники армянского права. Ереван: «ЕФ МНЮИ XXI век», 2000.
  5. АвакянP.O. Сокровищница армянской правовой мысли (IX в.до н.э.- XIX в.н.э.). Т.2. Ереван: «ЕФ МНЮИ XXI век», 2002. (на армянском языке).
  6. Агатангелос. История Армении. Перевод с древнеармянского, вступительнаястатья и комментарии К.С.Тер-Давтян и С.С.Аревшатяна. Ереван. Издательство «Наири», 2004.
  7. АкинянH.A. Каноны Шаапиванского собора: библиографическое исследование в связи с 1500 летием (444-1944гг.) // Журнал Андэс амсореа. Вена, 1949.
  8. Аревшатян С.К. Шаапиванские каноны древнейший памятник армянского права// Историко-филологический журнал. — 1959. — № 2-3.
  9. Арцруни С. М. Историко-догматическое значение «Судебника» Мхитара Гоша. Тифлис, 1890.
  10. Астраханский армянский судебник / Подг. Ф.Г. Погосян. Ереван, 1967.
  11. Байбурдян В. Всемирная торговля и иранские армяне в 17 веке. Тегеран, 1996. С. 42 — 47 (на арм. яз.).
  12. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. М., 2000.
  13. Григорян З.Т.Присоединение Восточной Армении к России в начале 19 века. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959.
  14. Западня честолюбия / Ред. Г. Сафарян. Ереван, 2002. С. 74 — 75 (на арм. яз.).
  15. Зурначян А.С. Развитие армянского права в Новое время (XV-XVIII века)
  16. История армянского народа с древнейших времен до наших дней / Под ред. М.Г. Нерсисяна. Ереван, 1980. С. 233.
  17. Каноны Григория Просветителя (313-325гг.), Аштишатские каноны (354г.). Авакян Р. Сокровище армянской правовой мысли. Ереван. Т.1. 2001 (на армянском языке).
  18. Конституция Армении (проект). Армянское уложение законов для управления страной Армянской 1773г./Пер. с древнеармянского Хачатуряна А.Б. М., издательство МГОПУ, 1998
  19. Лео. История Армении. Т. 3. Ереван, 1946 (на армянском языке);
  20. МарченкоМ.Н. Источники права. М., 2005.
  21. МалькоA.B. Теория государства и права. Учебник для вузов. М., 2001.
  22. Меликишвили Г.А.Урартские клинообразные надписи. — Москва: Издательство АН СССР, 1960.
  23. Мовсес Хоренаци. История Армении/Пер. с древнеарм. языка, примечания Г. Саркисяна: Ред. С. Аревшатян. Ереван, 1990.
  24. НерсесянцB.C. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. М., 1999.
  25. ПарсамянВ.А. История армянского народа: 1801-1900гг. Т.1. Ереван, 1972.
  26. ПогосянФ.Г. Судебник астраханских армян. Ереван: Издательство Академии наук армянской ССР, 1967 (на армянском языке).
  27. Петикян С.Г. Каноны Григория Просветителя как источник армянского права
  28. Петикян С.Г. Идеи прав человека в Аштишатских канонах. Москва.

 

  1. Романовская В.Б. «Судебник Давида, сына Алавика как источник средневекового армянского права»
  2. СафарянГ.Г. Средневековое армянское право и политико-правовая мысль (X-XII вв.). Ереван, 2008.(на армянском языке).
  3. Сафарян Г., Хачатрян Х. Памятники армянского права (5 — 18 вв.). Ереван, 1994. С. 39 (на арм. яз.).
  4. Хачатурян В.А. Административно-правовое положение астраханских армян во второй половине XVIII века // Известия АН АССР.-1963.-№ 12.
  5. Церетели Г.В., УПМГ, стр. 56.
  6. Эдикты иуказы араратских (урартских) царей (880-590 гг. до н.э.). Авакян P.O., Авакян P.P. Истоки армянской правовой мысли: от Аратты, шумерской цивилизации до падения Араратского (Урартского) царства. Ереван. «Манц», 2008.
  7. Ռ.Ավագյան. Հայ իրավական մտքի գանձարանը (մ. թ. ա. IX դ. – մ.թ. XIX դ.), հ. 1, Երևան, 2001

Электронные ресурсы:

  1. http://www.e-notabene.ru/lr/article_12090.html
  2. http://annales.info/urartu/ukn/278.htm
  3. http://www.juristlib.ru/book_9015.html
  4. http://hpj.asj-oa.am/2766/1/2010-1(184).pdf
  5. http://cyberleninka.ru/article/n/sudebnik-davida-syna-alavika-kak-istochnik-srednevekovogo-armyanskogo-prava